Государственное бюджетное учреждение Свердловской области

 

Центр микрографии и реставрации
архивных документов Свердловской области

Екатеринбург, Артинская, 4
+7 (343) 216-96-75
 

 

Главная / Новости / Новости ЦМиРАД / Дневник «Зари 7» - «Идеальное интервью»

Дневник «Зари 7» - «Идеальное интервью»

20 марта

Новости ЦМиРАД

18 марта 2019 года Оксана Викторовна Селезнева, профессиональный журналист, директор Государственного архива административных органов Свердловской области провела инструктаж слушателей курса по взаимодействию с журналистами и подготовке к интервью.

 

В качестве вступления Александр Александрович Капустин привел фразу: «Если событие не отражено в прессе — его не было». Ее часто употреблял Анатолий Михайлович Джапаков, человек, чьей заслугой является достаточно высокий уровень газеты «Архивные ведомости» в настоящее время.

 

Прежде всего, Оксана Викторовна отметила, что в работе архивиста и журналиста есть общие черты. Оба они действуют в интересах общества, их работа связана с большим объемом информации, они призваны удовлетворить базовую потребность человека в информации, а так же отличаются неподкупностью и беспристрастностью.

 

Каким правилам нужно следовать, чтобы интервью состоялось? В первую очередь, соглашаясь на интервью, необходимо выяснить — полное имя и контакты журналиста, какое издание он представляет, какая тема интервью и формат разговора подразумевается - комментарий эксперта, взгляд на проблему, большое интервью по теме, - время и место вашего разговора.

 

Важно принимать во внимание, что зритель всегда оценивает три уровня информации - кто говорит, как говорит и что говорит. Сюда добавляется метауровень - сверх информационный уровень — на его основе зрители также делают выводы. В свою очередь, читатели - оценивают что говорит, радиослушатели - что и как говорит спикер.

 

Восприятие «кто говорит» помимо слов, складывается из внешнего вида говорящего, его жестов. Значит, нужно выглядеть так, как зрители представляют себе определенного специалиста. Лучшее решение - это деловой стиль. Что касается жестов, они должны быть уместны, служат для усиления слов и лучше, чтобы их не было много — один-два за все интервью - лишняя жестикуляция и движения отвлекают от разговора.

 

«Как говорит» - здесь играет роль уверенность, спокойствие спикера, чёткость речи, следить за употреблением слов-паразитов, доброжелательность. Важно использовать максимально понятную лексику и не прибегать к профессионализмам. Цифры используются только в сравнении или с пояснением.

 

Чтобы аспект «что говорит» работал на вас, к встрече с журналистом нужно обязательно готовиться. Выяснить, какая тема, понять, на сколько хорошо вы в ней ориентируетесь. Если журналист допустит ошибку — поправьте его очень корректно, с фактами и ссылками, используйте точные слова и фразы - меньше философии, больше фактов и обязательно скрашивайте речь примерами. Одни лишь факты утомляют читателей и зрителей. Оксана Викторовна советует приготовить заранее интересные истории из архивной жизни, какой-то живой пример.

 

Приемлемо настаивать на своей точке зрения, если вы в ней убеждены, но, опять же, корректно. С журналистом можно и поспорить - ситуация на грани всегда привлекает зрителей. Но не расслабляйтесь, пока не проводите журналиста - он всегда работает. И еще один момент - не беспокойтесь о сроках сдачи материала - это не ваша проблема.

 

В театре есть так называемый «Эффект кошки» - это когда, как бы талантливо не играли актеры, если на сцене появляется кошка, все начинают смотреть на нее и не слышат, и не видят уже ничего другого. На телевидении все тоже самое. Избежать этого эффекта можно заранее продумав фон для интервью, представив, какая будет картинка, можно расположить что-то интересное или тематическое на фоне. Например, не стоит давать интервью на фоне двери, из которой кто-то может выйти.

 

Журналисты очень загружены работой и если им помогать — продумать место съемки, подготовить вопросы для интервью, примеры из практики или курьезные случаи — вы станете соавторами материала и будете более уверенны за хороший результат работы с прессой.

 

В единственном случае вы можете попросить текст на согласование перед публикацией — когда даете прямое интервью. Вы можете править ваши слова, но не всю статью целиком.

 

Стоит рассмотреть также ситуации, когда стоит отказаться от интервью. Если вы видите агрессивное настроение журналиста (следует настоять на официальном запросе от редакции и ответить письменно), вас провоцируют на комментарий негативных новостей (нужно соблюдать субординацию и этикет), если имидж соинтервьюера может негативно повлиять на репутацию архивной службы (например, неонацист и архивист комментируют тему победы в Великой отечественной войне. Так как две персоны, поставленные рядом, бросают тень друг на друга), или ваша неподготовленность к беседе.

 

При отказе - будьте вежливы, озвучьте понятную причину отказа, предложите перенести интервью на другой день, поясните, что ваш отказ не является политикой всей службы. Запрещено категорически при общении с журналистами - ссориться, грубить, ставить ультиматумы, прямо отказывать в получении информации. Срок ответа для должностного лица — семь дней. Если нужно дольше, то написать письмо с просьбой продлить срок ответа (максимально на 10 дней). Также запрещается должностному лицу выражать собственное мнение по спорным вопросам, лоббировать интересы третьих лиц - вас могут заподозрить в личной заинтересованности, что повлечет за собой неприятные разбирательства.

 

«В любой не понятной ситуации — ложись спать», - это образная рекомендация от Оксаны Викторовны. Если вы что-то не понимаете — возьмите тайм-аут. Разберитесь, не наломайте дров: «Я вам перезвоню», «Я с вами свяжусь» и так далее.

 

«С журналистом надо общаться как с ребенком, - поделился своим мнением Александр Капустин. - Основное требование к ребенку какое? Вы в нем должны признавать личность и относиться к нему априори уважительно».

 

Текст и фото: Васильева И.В.

 


Наверх страницы