г. Екатеринбург,
ул. Артинская, д. 4
тел. (343) 287-15-00
 
 
 
 

 

Главная / Новости / Новости ЦМиРАД / Основной закон архивиста

Основной закон архивиста

20 декабря 2018

Новости ЦМиРАД

17 декабря 2018 года прошло занятие учебной группы «Заря-7» на тему «Нормативная база
деятельности архивной службы», которое провела Кичигина Светлана Сергеевна, заместитель
 
Вступительное слово взял начальник Управления архивами Свердловской области Александр
Александрович Капустин и анонсировал план выездных занятий группы в 2019 году. Так
планируются выезды в г. Красноуфимск и г. Нижний Тагил. В Нижнем Тагиле, по словам
Александра Александровича, находится одна из лучших на Урале муниципальных архивных
служб:
 
«Она структурирована, есть архивный отдел. И есть два архива – исторический архив и
архив социально-правовых документов. Достаточно современная, динамичная служба».
 
Кроме того, ближе к весне, слушатели «Зари» посетят богатый историческим наследием г.
Алапаевск, где есть не только архивная служба, но и городской и районный архивы, музей
П.И.Чайковского, который в детстве прожил здесь почти два года до переезда с родителями в г.
Санкт-Петербург. Рядом с Алапаевском расположен музей деревянного зодчества в д. Верхняя
Синячиха, а в д. Нижняя Синячиха есть старый демидовский металлургический завод – их также
планируется посетить. Помимо того, предполагаются выезды в архивы городов Челябинска и
Тюмени.
 
Заря 2018  
 
Далее, согласно теме занятия, Светлана Сергеевна подробно остановилась на разборе
Федерального закона N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и отметила, что
после выхода из структуры Министерства культуры, Архивное агентство приобрело статус
самостоятельного исполнительного органа и получило полномочия по государственному
регулированию – самостоятельному принятию нормативных актов в сфере архивного дела.
 
Вместе с тем, Светлана Сергеевна отметила важность качественного профильного образования. И
задала вопрос аудитории про «ИГУ». Изучали ли слушатели курса этот предмет и как они его
называли. «История государственных учреждений» – основная архивоведческая дисциплина в
ВУЗах, вместе с «Теорией и практикой архивного дела» являются «двумя китами» специализации
архивистов, фундаментом их деятельности. Без изучения этих двух дисциплин невозможна
полноценная работа. При определении фонда, при подготовке исторической справки или
предисловия к фонду, при определении, в каком архивном учреждении и как искать фонд - в
каждом конкретном случае придется возвращаться и восполнять пробел в знаниях.
 
Рассмотрели статус и виды государственных органов на сегодняшний день. Не затрагивая
законодательные органы и судебные, исследовали три уровня исполнительной власти: агентства,
организующие текущую деятельность, службы, осуществляющие контроль и министерства,
дающие нормативную базу. Светлана Сергеевна рекомендовала следить за развитием
исполнительных органов, так как это необходимо архивисту в его повседневной деятельности,
особенно, если работа связана с комплектованием, приемом документов, фондированием,
учетом и использованием.
 
Следующими изучили полномочия Государственного архива, производящего нормативные акты,
подзаконные нормативные акты, полномочия Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования и органов местного самоуправления. Рамки
деятельности для всех уровней определяет 125 ФЗ, а далее субъект, в пределах своих
полномочий, в отношении документов, относящихся к государственной собственности, может
принимать свои правовые нормативные и законодательные акты.
 
Заря 2018   Заря 2018
 
Далее следовало изучение бюджетной системы Российской Федерации, имеющей трехуровневую
структуру: бюджет РФ, бюджет субъекта РФ и бюджет муниципального образования. Каждый из
уровней системы самостоятелен. Полномочия финансируются исходя из распределения этих
полномочий каким-либо федеральным законом. Узнали, что полномочия без финансового
содержания не передаются.
 
Светлана Сергеевна рассказала, почему не каждая негосударственная организация хочет
сотрудничать с архивными службами, не смотря на очевидные плюсы сотрудничества - не нужно
организовывать хранилище, обеспечивать сохранность. Причина - в нежелании попасть под
контроль, поставить под угрозу раскрытия документы, охраняемые коммерческой тайной. Как
только заключен договор и проведена первая опись постоянного срока хранения через экспертно-
проверочную комиссию Управления архивами, документы попадают в состав архивного фонда
Российской Федерации. Видя, сколько обязательств и рисков возникнет, владельцы фондов
решают не идти на договорные отношения с архивами.
 
В завершении рассмотрели вопросы сроков временного хранения документов постоянного срока
хранения архивного фонда Российской Федерации муниципальных, областных, федеральных
форм собственности и срок хранения фондов негосударственных организаций и частных лиц, чей
срок хранения регулируется уже не федеральным законом, а устанавливается в договоре. И
вопросы неделимости архивного фонда Российской Федерации.
 
«В целом мне понравилось занятие, атмосфера хорошая. Хотя информация была не самая легкая
для восприятия. Интересно было вспомнить, что я изучала, когда была студенткой РГППУ на
специальности «Управление документами в организации». Услышала также и много нового»,
-делится Елена Алексеевна Андриенко, художник-реставратор архивных документов Центра
микрографии реставрации архивных документов Свердловской области.
 
Текст и фото: Васильева И.В.

 


Наверх страницы