г. Екатеринбург,
ул. Артинская, д. 4
тел. (343) 287-15-00
 
 
 

 

Главная / Новости / Новости ЦМиРАД / Новые походы к использованию архивных документов

Новые походы к использованию архивных документов

23 мая

Новости ЦМиРАД

Сегодня Жанна Эрнстовна Козлова, заведующий лабораторией обеспечения сохранности архивных документов (далее – ЛОСАД), провела онлайн-лекцию в рамках взаимодействия государственных архивов Свердловской области с муниципальными. Основная цель видеоконференцсвязи – предоставить сотрудникам разных архивов возможность поделиться профессиональным опытом с коллегами и рассказать про специфику своей работы.  К видеоконференции присоединились более 40-ка участников, представляющих свои архивные учреждения.

 

Перед началом семинара заведующий ЛОСАД продемонстрировала всем участникам конференции пример реализованного сотрудниками Центра микрографии и реставрации архивных документов 3D-тура.

 

Жанна Эрнстовна начала свою лекцию с определения понятия «виртуального тура» и перечисления его преимуществ, каковыми являются доступность, интерактивность, современность и возможность популяризации архивного дела.

 

       

 

Самая важная и объемная часть лекции – описание каждого этапа создания виртуального 3D-тура: всего было выделено 6 этапов.

 

1. Планирование и концепция проекта

3D-туры являются результатом совместной работы архива (заказчика) и Центра микрографии (технического исполнителя). При планировании выставок важно учитывать, что 3D-формат подходит не для каждой экспозиции. Если экспозиция проходит в нестандартном помещении с интересной архитектурой, использованием необычных пространственных решений или уникальными интерьерными элементами, 3D-тур может передать атмосферу гораздо лучше, чем статичные изображения. Архив определяет тематику и концепцию выставки самостоятельно, в то время как задача сотрудников «ЦМиРАД»  — точно передать атмосферу и содержание выставки в цифровом формате. Центр микрографии тесно сотрудничает с архивами и обсуждает технические нюансы, чтобы сделать процесс взаимодействия эффективным и достичь наилучшего результата.

 

2. Составление технического задания

Заказчик составляет техническое задание (ТЗ) для съемки 3D-тура, чтобы четко сформулировать свои требования и ожидания от проекта. ТЗ включает цели, задачи, технические требования и сроки выполнения, что помогает избежать недопонимания. Перед съемкой необходимо тщательно подготовиться и учесть все факторы, влияющие на конечный результат, чтобы исполнитель мог корректно оценить особенности пространства.

 

3. Съемка зала и экспозиций

Во время съемки тура обязательно присутствие куратора – представителя архивного учреждения. Съемка предпочтительна днем при хорошем естественном освещении, так как это упрощает обработку фотографий. Однако нужно учитывать, что прямые солнечные лучи могут создавать тени. Вечером освещение может быть более контролируемым, но требует тщательной настройки камер.

  1. В день съемки необходимо обеспечить отсутствие посторонних лиц, так как камера снимает 360°;
  2. Все мультимедийные устройства и экспонаты должны быть на своих местах;
  3. Куратор должен позаботиться о чистоте и порядке в помещении, убрать лишние предметы и проверить исправность освещения;
  4. Цвет стен и других поверхностей влияет на восприятие интерьера. Контрастность между элементами экспозиции должна быть сбалансированной, чтобы избежать визуального конфликта;
  5. Съемка производится с использованием специализированного оборудования, включая экшн-камеру Insta360 ONE X, штатив и фотоаппарат.

 

4. Склейка панорам

Это полностью технический этап, производимый исполнителем. На данном этапе создания виртуального тура происходит сборка отснятых панорам в специальной программе и обработка изображений. В соответствии с техническим заданием добавляются меню и панель управления, панорамы связываются переходами (хотспотами), а активные зоны выделяются для перемещения. Также выполняется коррекция яркости и контрастности, удаление фрагментов штатива. Важно тщательно продумать каждый этап, так как даже небольшие ошибки могут повлиять на качество итогового продукта.

 

5. Согласование проекта 3D-тура

На этом этапе исполнитель высылает заказчику проект тура для согласования навигации и переходов, после одобрения исполнитель приступает к наполнению проекта предоставленными заказчиком материалами.  Важно убедиться, что все пожелания и требования сторон учтены и зафиксированы.

 

6. Предоставление электронных копий с их описанием

Для корректного наполнения 3D-тура заказчику важно правильно организовать документы в соответствии с предложенной структурой, что обеспечит удобную навигацию для пользователей. Ответственность за предоставление электронных документов лежит на заказчике.

В завершение лекции Жанна Эрнстовна поделилась ссылками на ранее реализованные 3D-туры и подытожила свое выступление следующими словами: «создание 3D-туров по архивам — это перспективное направление, позволяющее обеспечить доступность архивных документов и сделать их более понятными для широкой аудитории».

 

 


Наверх страницы